«Межрегиональная конференция «Основные приоритеты этноориентированного образования»

РЕЗОЛЮЦИЯ
Межрегиональной конференции
«Основные приоритеты этноориентированного образования»,
проводимой в соответствие ст. 4  Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии  (с. Саскылах, 18 марта 2014 г.).
21.04.16 с. Хатанга

       «Язык, воистину открывает человека во всех его
душевных тайнах. Когда исчезают языки малых народов – это беда.
Любые языки надо сохранять»

(Д.С. Лихачев, академик, величайший человек ХХ века).
В период с 19 - 21 апреля 2016 года в с. Хатанга состоялась межрегиональная  конференция «Основные приоритеты этноориентированного образования». В работе конференции приняли участие работники образования: учителя - ветераны труда и  педагоги образовательных учреждений Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и Таймырского муниципального района. В рамках межрегиональной конференции проведены 4 секции:  
1.    «Система и опыт работы образовательных организаций  по созданию языковых гнезд»,
2.     «Перспективное развитие северного многоборья в образовательных организациях»,
3.    «Освоение культурного наследия, родных языков через исследовательскую и проектную деятельность».
4.    «Обмен опытом работы по развитию долганского языка».

  Прошел конструктивный  и плодотворный обмен опытом работы образовательных учреждений с.п. Хатанга  и Анабарского улуса. Участники конференции, проанализировав актуальные проблемы и перспективы развития родного долганского языка, развития северного многоборья, развития исследовательской и проектной деятельности учитывая социально-экономические, транспортные  особенности дальних поселков, сложившиеся условия функционирования сети образовательного, дополнительного образования в муниципальном районе и улусе, отмечают, что одним из главных приоритетов и одним из главных богатств современного человека, положительно влияющих на его идентичность и успешность в полиязычном социуме является родной язык.
В федеральных государственных образовательных стандартах ведущее место отведено обеспечению системой образования исторической преемственности поколений, сохранению и развитию языкового и культурного многообразия России.
В связи с этим можно отметить:
       - приоритетную значимость преподавания родного долганского языка и основ северного многоборья, направленного на реализацию прав ребёнка в формировании и развитии личности,
       - актуальную направленность влияния преподавания родного долганского языка и основ преподавания северного многоборья на личностное самоопределение,  воспитание патриотического самосознания, гражданское становление личности, создание условий для раскрытия способностей;
        - для формирования национального самосознания, развития творческих способностей детей долган, пропаганды и сохранения родного долганского языка и культуры необходима дальнейшая реализация «Программы развития родного долганского языка и культуры на 2015-2020 г.г.»
       А также отмечаются положительные тенденции в сфере изучения родного долганского языка:
  - расширение применения родного языка в сфере досугового и семейного воспитания и         
      образования;
  - реализация проекта «Языковое гнездо» в дошкольных учреждениях с.п. Хатанга,
  - использование инновационных форм в системе изучения языка как исследовательская    
      деятельность;
  - использование народной педагогики и музейной деятельности;
  - взаимодействие семьи и школы на основе равноправных, партнерских отношений и современных   форм   (родительские клубы, группы самопомощи и взаимоподдержки).
      
  Тем не менее, на сегодняшний день имеются проблемы, требующие внимания:
1.    Необходимость обмена опытом по преподаванию родного долганского языка, по преподаванию техники  северного многоборья;  
2.    Обмен опытом работы «языковых гнезд» в дошкольных организациях.
3.   На территории п. Новая, где  компактно проживают нганасаны, одна из самых древних национальностей  на Таймыре, не преподается родной язык.
       В целях развития системы преподавания родного языка, развития национальных видов спорта, повышения статуса родного языка и культуры и дальнейшего сотрудничества, поддержки и взаимопомощи,  участники межрегиональной конференции «Основные приоритеты этноориентированного образования» вносят следующие предложения:

1.    В рамках секции «Система и опыт работы образовательных организаций  по созданию  
 языковых гнезд» рекомендуем:
                                              Образовательным учреждениям
  - Продолжить работу по проекту «Языковое гнездо» в дошкольных образовательных учреждениях с.п. Хатанга;
  - Начать работу по созданию  «Языкового гнезда» в ОУ с. Юрюнг- Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия)
  - Начать работу по созданию  «Языкового гнезда» в ОУ с. Хатанга.
                         Управлению образования Администрации ТДНМР
  - рассмотреть возможность введения  в штатное расписание 0,25-0,5 ставки этнотьютора из числа коренного населения, владеющего родным языком (долганским, нганасанским);
                           Информационно-методическому центру ТДНМР:
  - Разработать и выпустить диск на долганском языке для младшего дошкольного и школьного возраста (стихи, рассказы, сказки для аудирования).
  - Провести курсы переподготовки воспитателей ДОУ по теме «Преподавание долганского языка в дошкольных учреждениях».

2.    В рамках секции  «Перспективное развитие северного многоборья в образовательных организациях», рекомендуем:
Образовательным учреждениям
  - Провести межрегиональные соревнования по северному многоборью между командами ОУ с.п. Хатанга и ОУ с. Юрюнг- Хая (место встречи по согласованию) один раз в 2 года.
  - Приглашать на соревнования по северному многоборью команды с п. Хета и Новорыбная.
                         Управлению образования Администрации ТДНМР
  - Предусмотреть в бюджете ОУ с.п. Хатанга на 2017 год приобретение оборудования и инвентаря для реализации программы по северному многоборью.
  - Внедрить рабочие программы и дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие ) программы по северному многоборью в образовательных организациях  (3-й час физкультуры, национальные игры). Мониторинг их реализации.

3.    В рамках секции «Освоение культурного наследия, родных языков через исследовательскую и проектную деятельность» рекомендуем:
                                              Образовательным учреждениям
  - Перепрофилировать направление работ профильных отрядов школьников на этноориентированное направление.
  - Продолжить работу по насышению речевой среды долганского языка современными информационными, художественными и мультимедийными материалами, усилить работу по взаимодействию с ОУ, семьями и социумом, в целях развития этноязыковой среды, пропаганды значимости родного языка и использования его в семье.
4.    В рамках секции «Обмен опытом работы по развитию долганского языка» рекомендуем:
                                              Образовательным учреждениям:
  - Разработать и создать совместную методическую литературу по изучению долганского языка
В резолюциях прошлых семинаров были предложения, работа над которыми долговременная. Поэтому эти предложения очень важные и внесены в резолюцию конференции.
Разработать методические пособия для учителей, не владеющих долганским языком.
  - Разработать методические пособия обучения детей дошкольного возраста на долганском языке.
  - Создать в поселках инициативные группы по темам для дополнения долганского  словаря.
  - Использовать произведения самодеятельного автора,  педагога-ветерана Анабарского улуса  Спиридоновой А.Е. на уроках  чтениях  долганского языка.
  - Создать творческий коллектив по подготовке к переизданию учебника долганского языка для 2 класса (в рамках ФГОС) под руководством Федосеевой Т.И., учителя долганского языка ТМКОУ «Хетская средняя школа».
  - Создать фонотеки на долганском языке в каждом ОУ.
  - Педагогическим коллективам активизировать работу по изучению и внедрению долганского языка в школах и дошкольных образовательных учреждениях.

Информационно-методическому центру ТДНМР:
  - Отредактировать и разработать поурочные планы для учителей  долганского языка, используя материал собранный учителями района.
  - Также предлагается ежегодно проводить межрегиональные конференции по вопросам сохранения и развития родных языков, по развитию национальных видов спорта, делиться опытом работы, новыми идеями и проектами.
  - Следующую встречу провести в апреле 2017 года в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия).
  - Пригласить делегацию Анабарского улуса на День празднования Юбилея села Хатанги (ориентировочная дата 08 сентября 2016)