Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

   В рамках празднования 85-летия Таймыра и Эвенкии  27.11.2015, в г. Красноярске состоялась научно-практическая конференция «Новые горизонты развития Красноярского Севера и «окно возможностей» для коренных малочисленных народов».

   С докладом «Основные приоритеты развития образования Таймыра в единой системе стратегического планирования Таймыра и Красноярского края» от таймырского образования выступила заместитель начальника Управления образования Татьяна Лебедева.

  Представляем основные моменты доклада, это совместный труд команды Управления образования Администрации ТДНМР: «Задачи переустройства и переосвоения  жизнедеятельности народов Красноярской Арктики, а это значит Таймыра и  Эвенкии, уже поставлены перед нами как вы слышали и Губернатором края, так и Правительством и Законодательным собранием.

Международной организацией губернаторов северных регионов «Северный форум» (20 ноября)  подчеркнута актуальность развития Арктической зоны.

Красноярский край готов активно развивать «Северный форум», так как Красноярский край, как часть Арктической зоны, активно вовлечен в проблематику, обозначенную в стратегии развития этой территории и национальной безопасности.

 Именно Таймыр как составляющая  Красноярской Арктики должен стать новым форпостом, ключом цивилизованного продвижения России. 

И ряд событий 2014 года и начала 2015 года (указ Президента РФ «О сухопутных границах арктической зоны РФ», «Стратегия развития арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года», краевая Полярная комиссия, доклады Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов края в Законодательном собрании края и прочее) указывают на начало неизбежного и долгожданного процесса переосвоения Российской Арктики. Именно наша территория является модельной  для  жизнедеятельности на суровых и притягательных для людей просторах Арктического Севера России.

Как вы видите: территория Таймыра – своеобразна! А  процветание Таймыра непосредственно основано на развитии приоритетной в районе отрасли – отрасли  «Образование». Так как только образованный ( а не просто имеющий образование) Таймырец может сделать свою жизнь лучше! Именно от позиции Образования в проектировании процесса развития зависит будущее как всего района, так  и в отдельности каждого! Чтобы Таймыр сделал рывок в своем развитии к новым горизонтам, это необходимо сделать прежде всего Таймырскому образованию.

 Образовательное пространство Таймыра – многообразно! Однако несмотря на постоянные поиски новых форм получения образования, расширение возможностей его получения  (кочевые школы), нам пока не всегда удаётся получить те результаты, которые устраивали бы всех. Прежде всего нас, самих жителей Таймыра.

В разработку  «Стратегии развития…» вовлечены многие сообщества: мы проектируем будущее, живя в настоящем, опираясь на традиции (опыт) прошлого.

Исходя из анализа особенностей и трудностей организации жизнедеятельности на Таймыре мы выделили проблемные ситуации, которые  сложились во-первых  в виде разрыва  между устройством  практики общего образования  и особенностями жизнедеятельности народов района.  И во-вторых - разрывом между государственными целями, вытекающими из стратегических перспектив переосвоения Заполярья, и реальными возможностями нынешнего устройства системы общего образования народов Красноярской Арктики, естественно «перетекающего» в предстоящее будущее.На территории есть ряд существенных  трудностей: «Недропользователи», пришедшие в территорию – не всегда аккуратно и заботливо пользуются природными богатствами нашего Таймыра, у нас нет скоростного Интернета, климатические условия не всегда позволяют нашим школьникам учиться в рамках учебного календарного графика, не все школьники Таймырской столицы готовы в должной степени к продолжению обучения, а самое главное - мы теряем себя как территорию развития оленеводства.

И несмотря на все трудности,  Таймыр определяет себя как территорию РАЗВИТИЯ, а локомотивом этого развития является «Образование»!

Понимая, что именно СТРАТЕГИЯ развития, диктует и структуру  любого образовательного учреждения и форму получения образования всех уровней, его содержания, учитывая возможности, которые  устанавливает новый Закон «Об образовании в РФ»,Федеральный стандарт, предъявляющий требования к результатам,   Таймырское образование планирует реализацию нескольких проектов, которые позволят в процессе гармонизации социальной и обучающей функции школы сделать рывок как для ребят города Дудинки, так и для сельских школьников, и особенно для детей тундровиков-кочевников.

Реализация проектов,  по нашим убеждениям, позволит вывести образование на новую ступень.

Идея межведомственного проекта «Новые фактории» в рамках образовательного аспекта позволит минимизировать  разрыв между образом жизни больших семей коренных народов Красноярской Арктики и существующей практикой общего образования, устроенной как практика для оседло живущих больших массивов людей. Народы Севера, живущие за счёт оленеводства, рыболовства, охоты и собирательства и вынужденные для этого вести кочевой и полукочевой образ жизни, нуждаются в школьном обучении, не препятствующем их образу жизни, не отрывающему радикально детей от традиционного хозяйствования и большой семьи, не ухудшающем их здоровье в условиях интернатов, не соблазняющем призрачными благами оседлой жизни в поселках.

Мы понимаем, что только максимально пребывая в родительской среде, мальчик, набирающийся опыта безопасной жизни в тундре, и девушка, способная создать уклад тундровой семьи, смогут сохранять традиционные промыслы, но с оттенками и гранями нового и современного.

Проект «Новые Фактории»  предполагает  новое включение родителей и представителей внеобразовательных сфер деятельности в процесс роста образованности всех участников образовательных отношений, открывает новые горизонты развития кочевого образования. В рамках проекта мы получим опыт по созданию вариативных форм дошкольного образования в условиях кочевья и полукочевья. Молодежь, которая ориентирована на высококвалифицированный ручной труд, получит возможность получения документа о квалификации, что повлечет возможность участия в грантах, открытии своего дела и др. форм улучшения качества своей жизни. Говоря о фактории – как об окне возможностей  для детей, подростков и молодёжи, мы понимаем, что «Новая фактория» также  станет и специальной инфраструктурой для пожилых людей и их активной жизни.

Проект «Социокультурные комплексы: межведомственная соорганизация в интересах нового поколения Таймыра». Основополагающая идея проекта «Социокультурный комлекс в поселке» заключается в сплочении усилий и ресурсов учреждений социальной сферы, располагающихся на территории поселка, по созданию культурно- образовательной среды среди населения, а как следствие этого – улучшения качества условий жизни! Объединение и интеграция учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения и других структур. Идея ССКК – центра деятельности этнокультурного образования позволяет объединить носителей родного языка и традиций, сообща создавать систему этнокультурного образования, позволяющую приобщить подрастающее поколение к изучению, сохранению и развитию народной культуры и населения.

Если говорить об актуальности проекта «ПРОФИ», хотелось бы подчеркнуть, что опрос  выпускников 9-х и  11-х классов, проводимый в течение последних трех лет, показал, что  определенная часть выпускников (37% школ города и 50 % сельских школ) не определяются  с выбором дальнейшего пути.

Понимая, что правильный выбор профессии – это  одно из основных условий успешности человека в жизни, мы пришли к выводу  о повышении эффективности  муниципальной системы профориентации обучающихся. Организация жизненного самоопределения на основе проб, в том числе игровых, и в различных сферах практики.

Получить практическое представление о профессиях, предлагаемых в рамках реализации программ профессиональных проб Таймырского колледжа, самоопределиться с выбором как в дальнейшем  получении образования, так и жизненного пути. Этот проект позволит устранить  разрыв между содержанием общего образования мыследеятельностных и деятельностных моделей промыслов, ремесел и способов традиционного хозяйствования северян и  существующим предметно-классно-урочным обучением, а также разрыв между потребностями народов  Таймыра в высшем профессиональном образовании и отсутствием системы преемственного школьного и профессионального обучения (прежде всего профессионального животноводческого и охотоведческого образования) для людей, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, а также проживающих в отдаленных и труднодоступных поселениях.

Профессиональное самоопределение обучающихся повлечет формирование сильного начального и среднего профессионального образования для молодёжи, которая хочет «думать руками» и смотивирует  часть ребят на дальнейшие шаги к совершенствованию

В настоящее время система общего образования Таймыра успешно транслирует культуру советского периода и неплохо воспроизводит на новых поколениях Заполярья типы событийных отношений, но мы понимаем, что для того, чтобы определить новые функции системы образования для решения проблем страны, Таймыра, края необходимы новые шаги и главное – понимание того, как эти функции могут быть реализованы школой.

Мы четко понимаем, что уровень школ должен быть ориентирован не на зубрёжку учебников и тестов, а на формирование активной жизненной позиции. Это можно сделать, во-первых, если содержанием образования сделать, наряду с основами наук, разработку реальных предпринимательских проектов, привязанных к территории проживания выпускника или к территории, на которой он хочет поселиться и создать семью. Во-вторых, если образование будет ориентировано на формирование универсальных способностей: мышления, понимания, коммуникации, действия, рефлексии.

Если любого ребёнка научить мыслить, понимать, самоопределяться и действовать при продвижении в освоении конкретных проблем и задач, он всегда найдёт себе место в постоянно меняющемся социуме и рыночной экономике. Надо открыть для ребёнка интеллектуальный универсум, раскрыть возможности освоения исторической памяти наших народов, инициировать его волю.

Для своевременного  совершенствования сегодняшнего состояния образования необходимо строить новые практики общего образования, основанные на принципах сотрудничества участников в обучении, интернационализации и многоязыковой основы обучения, успешности каждого ребенка в обучении.

Некоторые инновационные идеи по выстраиванию новых подходов к образованию уже существуют в  Таймырской образовательной практике. Мы давно уже поняли, что Традиционная школа, основанная на запоминании текстов учебника и решений типовых задач, оторванных от окружающей действительности, не соответствует новым стратегическим целям образования.

Должны быть созданы условия, обеспечивающие с одной стороны -  укоренение учащихся в регионе, с другой – школа должна стать  инструментом социальной интеграции. Закрепление этих позиций нашло отражение в проектах, реализуемых с 2014 года в Дудинской школе №1 и в Носковской школе-интернате. Причины, побудившие ОУ заняться инновационной деятельностью заключаются в том, что   на протяжении длительного времени наблюдается невысокое качество обучения, нежелание учиться у большинства детей-кочевников, которые не понимают для чего надо учиться, и тем более получать высшее или профессиональное образование, отсутствие мотивации  наблюдается в основном среди мальчиков.

Уже сегодня создаваемые условия решают ряд задач. Прежде всего разрыв между тем, что русский язык не является родным языком коренных народов  Таймыра и устройством общего образования исключительно на русском языке. Новая практика общего образования коренных народов должна иметь двуязыковую основу: родной и русский языки.

 Программы этих щкол включают обязательный блок работы с родителями, вплоть до реализации с ними образовательных программ дополнительного образования. Такие шаги должны стать элементом планирования муниципальной перестройки образования, которая обязательно приведёт к  распространению новой агрокультуры, освоению новых агробиотехнологий, к создании инфраструктуры поддержки предпринимательских проектов выпускников школ.

Основной целью проектов новых подходов к образованию является Создание модели образовательной деятельности разновозрастной и разноуровневой учебной группы кочевников, осуществляемой за счет коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам, соответствующей стандартам общего образования, не препятствующей кочевому образу жизни и традиционному хозяйствованию их семей;

С 2011 года на территории района реализуется проект «Языковое гнездо» как способ сохранения и развития родных языков через  методику погружения в языковую среду.  Сегодня этот проект уже перерос в проект возрождения духовных, исторических и семейных ценностей коренных малочисленных народов Таймыра, приобщения подрастающего поколения  к изучению  и укреплению этнической  культуры.

Расширилось число участников проекта, вовлеклись другие ведомства и организации.

Почему бы всем, кому дорого образование, культура, будущее детей не сплотиться для хорошего дела пока не поздно?

Что же нужно для того, чтобы минимизировать риски произвольной интерпретации смыслов и принятия управленческих решений, при стратегическом планировании развития образования Таймыра?

Ответ простой: необходимо разрозненные действия скооперировать в единую сеть по строительству будущего образования, которое так необходимо для развития жизнедеятельности многонационального населения Красноярской Арктики, а значит нашего (моего) Таймыра!»

    Также в красноярских школах были проведены интересные уроки о Таймыре педагогами, ветеранами Таймыра.

    Ребята-спортсмены показали в мастер-классах свою сноровку и профессионализм по национальным видам спорта.

    Этногруппа «Малсиялм», руководитель Пальчина А.В. (ДЮЦТТ "Юниор") продемонстрировали лучшие образцы национальной  моды.

 

 

 


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg