Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

Финно-угорский Проект «Kielipesä» («Языковое гнездо») реализовывался с 2008 по 2012 года. Преемником данного проекта стал Проект «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании», который реализуется c 2013 года в контексте многих проектов двух соседствующих государств, а также  соответствует основам заключенного в 1992 году Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности.
Проект финансировался Культурным фондом Финляндии, являющимся крупнейшим частным фондом страны. Администрированием занималось Общество «Финляндия – Россия», в частности, его центральный офис в городе Хельсинки. Проект регулярно консультировался с российскими специалистами в области дошкольного образования, языкового развития, государственного и муниципального управления. Проект реализовывался на территории Российской Федерации, в регионах проживания финно-угорских народов и опирался на потребности и инициативы самих финно-угорских народов.
На территории России деятельность курировался двумя региональными координаторами, занимающимися вопросами общего и предметного порядков. Была создана сеть партнеров и помощников из числа специалистов и языковых активистов. В рамках реализации проекта заключались соглашения о взаимном сотрудничестве с профильными организациями, например, региональными институтами развития образования.
С 2012 года в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края шла реализация Проекта «Языковое гнездо» как способ сохранения и развития родных языков» на базе дошкольных учреждений поселков Усть-Авам, Волочанка и Потапово.
Цель проекта:  создание условий для изучения родных языков по программе «Языковое гнездо».
Если дома у детей нет условий для освоения родного языка, то ситуацию можно исправить  в «языковых гнездах» - детских садах или группах детских дошкольных учреждений, созданных на территории проживания носителей языка
   Принцип деятельности «языковых гнезд» - это раннее, полное языковое погружение, когда всё общение происходит на родном языке, без перевода на язык большинства населения местности.   
С 15 по17 июня 2016 года в «Сибулиус Холле» г. Лахти проводился VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Главная тема: «Финно-угорские  народы – к устойчивому развитию». Конгресс стал местом встречи уральских (финно-угорских и самодийских) народов, представители которых обсуждали вопросы, связанные с сохранением и возрождением своих языков и культур, правами коренных народов и национальных меньшинств. На заседаниях конгресса участниками обсуждались также перспективы развития финно-угорской информационной среды, вопросы экономики и окружающей среды, а также процессы, связанные с демографическим развитием, здоровьем и миграцией.
Главным организатором VII Всемирного конгресса финно-угорских народов выступило Общество «Финляндия – Россия» совместно с другими финскими организациями, участвующими в финно-угорском движении. На международном уровне за подготовку конгресса отвечал Консультативный комитет финно-угорских народов.
В конгрессе приняли участие представители 22 народов – финны, венгры, эстонцы, карелы, коми, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты, вепсы, ингерманландцы, манси, ханты, ненцы, водь, ижора, энцы и нганасаны, а также ливы, сету, квены и саамы. Всего на конгресс собралось 550 участников, в том числе 40 журналистов различных СМИ.
Конгресс открыл президент Финляндской Республики Саули Ниинистё. С приветственными речами также выступили президент Эстонии Тоомас Хенрик Ильвес, президент Венгрии Янош Адер и заместитель министра культуры Российской Федерации Александр Журавский, который зачитал приветствие президента Владимира Путина. С докладом, посвященном главной теме конгресса выступила министр культуры Финляндии Сани Гран-Лаасонен. О работе Консультативного комитета финно-угорских народов доложил его председатель Валерий Марков.
В заключительный день работы была принята Резолюция конгресса и заслушаны рекомендации тематических заседаний. Консультативный комитет финно-угорских народов избрал нового председателя – карелку Татьяну Клеерову.
Следующий VIII Всемирный конгресс в 2020 году будет проходить в Тарту (Эстония).
Делегатами конгресса финно-угорских народов от нашего региона были энка Болина Зоя Николаевна (КГБУК «Таймырский дом народного творчества») и нганасанка Жовницкая Светлана Нереевна (ТМКУ «Информационный методический центр»), наблюдателем от ненцев Ямкина Елена Викторовна (МОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края").
Зоя Болина и Светлана Жовницкая участвовали в комментариях доклада Зои Остаповой, заведующей лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми Института развития образования по теме «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании», рассказали о реализации проекта по языковому погружению (энецкий и нганасанский языки), проводимой на Таймыре, показали видеоматериалы (фрагменты занятий).
Светлана Жовницкая участвовала в секции «Образование в сельской местности», выступила с докладом «Сохранение и развитие родных языков коренных малочисленных народов Таймыра».

20-22 декабря 2016 года в Петрозаводске (Республика Карелия) сообществом «Финляндия – Россия» был проведен итоговый семинар российско-финляндского Проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании». Основная тема семинара «Актуальные вопросы двуязычного образования детей в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: опыт регионов».
На заключительный семинар съехались участники проекта с восьми регионов: Республика Коми, Республика Удмуртия, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), Республика Карелия и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (Красноярский край).
Таймыр на семинаре  представили Жовницкая С.Н., Болина Д.С. – координаторы проекта и Порбина Людмила Бочубтеевна – воспитатель детского сада поселка Волочанка.
О результатах реализации российско-финляндского Проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании»  рассказали координаторы Наталья Антонова (Республика Карелия) и Зоя Остапова (Республика Коми), об итогах реализации Проекта в регионах докладывали участники Проекта.
Свой отчет координаторы с Таймыра начали с демонстрации фильма «Родной язык – моё богатство», в котором рассказывается о том, какая работа проводится у нас в регионе по развитию и сохранению культуры, обычаев, традиций, а главное родных языков народов Таймыра. Затем было продемонстрировано видео о работе с детьми нганасанского языкового гнезда: занятие с этнотьютором; игры детей на улице: «Ловля оленей», «Оленья упряжка»; занятия: рисование, математика; родительское собрание; танцы и песни детей.
Показ видео сопровождался комментариями Людмилы Бочубтеевны.
Отчет завершился показом фестиваля «Возрождение родного языка через всех и каждого».
Также было рассказано о реализации на Таймыре нового проекта «Этнопедагогический и национально-языковый  компоненты в начальной ступени обучения образовательных организаций Таймыра» (п.  Усть-Авам, п. Волочанка), проект преемственности «Языковых гнезд» и начального образования.  Было приятно, что наш регион стал зачинателем преемственности дошкольного образования и начальной школы в области развития и сохранения родных языков.
Следующий день был посвящен посещению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 «Lumikello» (группы языкового погружения). Сотрудники детского сада ознакомили участников семинара с методами и способами работы по языковому погружению в  финский язык.
Е. Ю. Протасова, кандидат педагогических наук, одна из основоположников «Языковых гнезд» (Университет Хельсинки) прочитала лекции:
- «Актуальные вопросы двуязычного образования дошкольников»;
-  «Составление фразария родного языка: опыт финно-угорских регионов, проблемы, находки. Материалы для работы с детьми по развитию навыков чтения и письма на финно-угорских языках: опыт регионов по реализации преемственности детский сад - начальная школа».
Также Екатерина Юрьевна рассказала об опыте работы с родителями за рубежом, после которого прошло интерактивное общение с участниками клуба общественной организации «Союз карельского народа».
Очень интересным было выступление Анники Пасанен (Университет Хельсинки)  «Переход из детского сада в школу в условиях работы языковых гнезд у саамов Финляндии».
Координатор Проекта З. В. Остапова выступила с темой «Родной язык в образовательном процессе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: опыт работы регионов».
В завершение работы семинара сотрудники общества «Финляндия – Россия» Рику Савонен и Симо Кантеле провели работу в группах по теме «Перспектива сотрудничества. Реалии, ожидания и возможности».
В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе сложилась определенная система в создании условий для реализации национально-региональной составляющей в учебно-воспитательном процессе. Разработаны и реализуются проекты. В рамках реализации  данных проектов активно ведется работа по вовлечению подрастающего поколения Таймыра в образовательные мероприятия, направленные на сохранение и развитие родных языков, культур коренных малочисленных народов Таймыра.
Реализация российско-финляндского Проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании» прошла успешно. Управление образования Администрации муниципального района и «Информационный методический центр» продолжат работу по методическому сопровождению «Языковых гнезд».
Необходимо провести работу по внедрению языковых гнезд в начальную школу, продолжить работу по реализации проекта «Этнопедагогический и национально-языковый  компоненты в начальной ступени обучения образовательных организаций Таймыра» (п.  Усть-Авам, п. Волочанка).

Светлана Жовницкая, заместитель директора
«Информационный методический центр»

 

 

 

 

 


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg