Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

В целях обеспечения занятости и отдыха детей в период осенних каникул на базе ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 1», был организован профильный отряд школьников «Языки народов Таймыра». Было сформировано три группы: долганская, ненецкая и нганасанская, привлечено 25 учащихся, не владеющих родным языком.

Долганская группа.

Руководитель: Портнягина Анжелика Васильевна, учитель долганского языка

В профильном отряде школьников «Языки народов Таймыра»  группа долганских  ребят составила 10 учеников  школы №, учащиеся  2- 7 классов. Работа велась по плану. В первый день были проведены инструкции, планирование деятельности. Беседу – презентацию «Мой родной язык-долганский» провела Нина Семёновна Кудрякова. С большим интересом дети занимались оформлением стенгазеты «Визитка отряда».

В течение двух дней ребята читали сказки на долганском языке, переводили и разучивали слова для инсценировок, изготавливали театральные куклы-героев сказок. В результате показали кукольное представление трёх сказок из книги «Ленкей»  на родном языке детям 2-3 классов, проживающим в интернате. Оформили стенгазету «Олоңко», где были представлены рисунки и тексты сказок на родном языке.

Так же учащиеся разучивали стихи Огдо Аксёновой, которые затем декларировали для младших школьников интерната. В кабинете долганского языка была представлена презентация «Фольклор долган», аудирование песен и сказок, показ видео долганских сказителей Кудряковой Н.С.  В таймырском музее, Б.Т. Чуприна провела занятие «Жизнь долган в тундре».

 В период работы профильного отряда, ребята играли на свежем воздухе в национальные игры.

 В день закрытия, ребята представили визитку своего отряда, прочитали стихи О.Аксёновой. Учащимся понравилось время, проведенное в профильном отряде. Дети много интересного узнали о культуре, быте и традициях своего народа. Научились говорить на родном языке и  даже проявили себя как актеры в представлении сказок кукольного театра.

Ненецкая группа.

Руководитель: Ямкина Елена Викторовна, методист «Информационного методического центра».

Этнотьютор: знаток ненецкого языка и культуры Савичева Елена Николаевна.

Количество учащихся посещавших ненецкую группу составило 10 человек, из числа детей, не владеющих родным языком. Это учащиеся с 1 по 4 классы. Также в работе ненецкой группы принимала участие воспитанница интерната, владеющая родным языком Лырмина Зарина.

Работа в профильном отряде проводилась согласно плану работы. В первый день были проведены инструкции, планирование деятельности. Была показана презентация о территории расселения ненцев, культуре, языке ненцев.

С большим интересом участники группы рисовали эмблему команды, с помощью педагогов сочиняли девиз.

Для того чтобы детям было интересно знакомиться с культурой, языком своих предков использовались разнообразные игровые формы групповых занятий с применением ненецкого языка. Например, игра «Глухой телефон», «Гномы и великаны» («Сихиртя и Нылика»), «Нямтко».

            Во второй день работы отряда для воспитанников была организована встреча с семейным клубом «Май"ма». Руководитель семейного клуба, специалист городского центра народного творчества Евай Елена Кумивна, показала мастер-класс по пошиву национальной куклы «Нухуко». Дети с большим интересом самостоятельно изготовили куклы.

             В период работы профильного отряда детей познакомили с декоративно-прикладным творчеством ненцев, были сделаны альбомы «Ненецкие орнаменты». В игровой форме дети изучали части тела человека, учились считать. Для укрепления здоровья на родном языке для детей проводились физкультминутки. На площадке городского центра народного творчества были организованы подвижные игры «Поймай оленя» и т.д. Руководитель семейного клуба «Май"ма» Евай Елена Кумивна организовала чаепитие для детей в традиционном жилище, в балке и рассказала о внутреннем убранстве.

Для повышения интереса к изучению родного языка использовались различные информационные технологии. Воспитанникам были показаны фильмы о быте и жилище ненцев, презентации, слайд-шоу фотографий. Ребята посмотрели фильм «Ненецкий чум», «Аргиш» («Мюд»). После просмотра фильма воспитанники самостоятельно ставили маленький чум. При этом заучивали названия деталей чума на ненецком языке. Также воспитанники сделали несколько макетов стойбища из пластилина.

В последний день работы, воспитанники группы, представили свой отряд, зачитали свои девизы и стихи, была организована выставка этих кукол.

Нганасанская группа.

Руководитель: Жовницкая Светлана Нереевна, учитель нганасанского языка

Первый день. Открытие пришкольного отряда - День знакомства «Доробо сюаруня!!!»

Дети учились представлять себя и знакомиться на нганасанском языке. Выбирали себе нганасанские имена. Была проведена визуальная экскурсия в прошлое нганасанского народа. Дети с большим интересом просмотрели видеофильм «Последние из шаманского рода Нгамтусуо». На конкурсе «Визитка отряда»  дети придумывали название отряда на родном языке, рисовали эмблему. Отряд назвали «Дитараку» - «Лучик». Завершился день играми на свежем воздухе  «Таа” комюзюбся» («Ловля оленей»).

Второй день был посвящен изучению быта: ролевые игры «Нануо матэны» (В чуме), «Балоукэтэны» (В балке) и одежды нганасан. Детям была показана презентация «Одежда нганасан». После беседы и просмотра одежды был проведен конкурс рисунков «Одежда наших предков». Победители были награждены сладкими подарками. В завершении дня было проведено занятие, посвященное творчеству Мотюмаку Турдагина - нганасанского художника.

Третий день был посвящен фольклору нганасан, тема «В гостях у нганасанской сказки»:

- беседа;

- конкурс рисунков;

- инсценировка нганасанской сказки.

Был проведен конкурс нганасанских загадок (загадки о чуме, об одежде).

Завершился день играми на свежем воздухе «Таймырэ” моу дямазэ”» (Животные Таймыра). Дети произносили названия животных, узнавали их по повадкам и характерным особенностям.

Тема четвертого дня - «Игры моих предков» - Традиционные нганасанские игры и игрушки. После беседы об играх наших предков, дети делами своими руками кукол в нганасанской одежде. Так как это занятие кропотливое и сложное, то в перерыве был проведен конкурс кроссвордов о животных Таймыра.

На закрытии лагеря были подведены итоги работы по языковому погружению:

- представление визитки отряда;

- чтение стихов на нганасанском языке;

- демонстрация кукол, сделанных своими руками.

В перерывах между занятиями проводились физкультминутки, на которых дети знакомились и произносили слова по темам: «Части тела человека», «Моя семья», «Счет», «Повадки и подражания животных и птиц» на родном нганасанском языке. После каждого конкурса, победителей награждали призами.

Жовницкая Светлана,заместитель директора «Информационного методического центра»

 


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg