Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

РЕЗОЛЮЦИЯ
Межрегиональной конференции
«Основные приоритеты этноориентированного образования»,
проводимой в соответствие ст. 4  Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии  (с. Саскылах, 18 марта 2014 г.).
21.04.16 с. Хатанга

       «Язык, воистину открывает человека во всех его
душевных тайнах. Когда исчезают языки малых народов – это беда.
Любые языки надо сохранять»

(Д.С. Лихачев, академик, величайший человек ХХ века).
В период с 19 - 21 апреля 2016 года в с. Хатанга состоялась межрегиональная  конференция «Основные приоритеты этноориентированного образования». В работе конференции приняли участие работники образования: учителя - ветераны труда и  педагоги образовательных учреждений Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и Таймырского муниципального района. В рамках межрегиональной конференции проведены 4 секции:  
1.    «Система и опыт работы образовательных организаций  по созданию языковых гнезд»,
2.     «Перспективное развитие северного многоборья в образовательных организациях»,
3.    «Освоение культурного наследия, родных языков через исследовательскую и проектную деятельность».
4.    «Обмен опытом работы по развитию долганского языка».

  Прошел конструктивный  и плодотворный обмен опытом работы образовательных учреждений с.п. Хатанга  и Анабарского улуса. Участники конференции, проанализировав актуальные проблемы и перспективы развития родного долганского языка, развития северного многоборья, развития исследовательской и проектной деятельности учитывая социально-экономические, транспортные  особенности дальних поселков, сложившиеся условия функционирования сети образовательного, дополнительного образования в муниципальном районе и улусе, отмечают, что одним из главных приоритетов и одним из главных богатств современного человека, положительно влияющих на его идентичность и успешность в полиязычном социуме является родной язык.
В федеральных государственных образовательных стандартах ведущее место отведено обеспечению системой образования исторической преемственности поколений, сохранению и развитию языкового и культурного многообразия России.
В связи с этим можно отметить:
       - приоритетную значимость преподавания родного долганского языка и основ северного многоборья, направленного на реализацию прав ребёнка в формировании и развитии личности,
       - актуальную направленность влияния преподавания родного долганского языка и основ преподавания северного многоборья на личностное самоопределение,  воспитание патриотического самосознания, гражданское становление личности, создание условий для раскрытия способностей;
        - для формирования национального самосознания, развития творческих способностей детей долган, пропаганды и сохранения родного долганского языка и культуры необходима дальнейшая реализация «Программы развития родного долганского языка и культуры на 2015-2020 г.г.»
       А также отмечаются положительные тенденции в сфере изучения родного долганского языка:
  - расширение применения родного языка в сфере досугового и семейного воспитания и         
      образования;
  - реализация проекта «Языковое гнездо» в дошкольных учреждениях с.п. Хатанга,
  - использование инновационных форм в системе изучения языка как исследовательская    
      деятельность;
  - использование народной педагогики и музейной деятельности;
  - взаимодействие семьи и школы на основе равноправных, партнерских отношений и современных   форм   (родительские клубы, группы самопомощи и взаимоподдержки).
      
  Тем не менее, на сегодняшний день имеются проблемы, требующие внимания:
1.    Необходимость обмена опытом по преподаванию родного долганского языка, по преподаванию техники  северного многоборья;  
2.    Обмен опытом работы «языковых гнезд» в дошкольных организациях.
3.   На территории п. Новая, где  компактно проживают нганасаны, одна из самых древних национальностей  на Таймыре, не преподается родной язык.
       В целях развития системы преподавания родного языка, развития национальных видов спорта, повышения статуса родного языка и культуры и дальнейшего сотрудничества, поддержки и взаимопомощи,  участники межрегиональной конференции «Основные приоритеты этноориентированного образования» вносят следующие предложения:

1.    В рамках секции «Система и опыт работы образовательных организаций  по созданию  
 языковых гнезд» рекомендуем:
                                              Образовательным учреждениям
  - Продолжить работу по проекту «Языковое гнездо» в дошкольных образовательных учреждениях с.п. Хатанга;
  - Начать работу по созданию  «Языкового гнезда» в ОУ с. Юрюнг- Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия)
  - Начать работу по созданию  «Языкового гнезда» в ОУ с. Хатанга.
                         Управлению образования Администрации ТДНМР
  - рассмотреть возможность введения  в штатное расписание 0,25-0,5 ставки этнотьютора из числа коренного населения, владеющего родным языком (долганским, нганасанским);
                           Информационно-методическому центру ТДНМР:
  - Разработать и выпустить диск на долганском языке для младшего дошкольного и школьного возраста (стихи, рассказы, сказки для аудирования).
  - Провести курсы переподготовки воспитателей ДОУ по теме «Преподавание долганского языка в дошкольных учреждениях».

2.    В рамках секции  «Перспективное развитие северного многоборья в образовательных организациях», рекомендуем:
Образовательным учреждениям
  - Провести межрегиональные соревнования по северному многоборью между командами ОУ с.п. Хатанга и ОУ с. Юрюнг- Хая (место встречи по согласованию) один раз в 2 года.
  - Приглашать на соревнования по северному многоборью команды с п. Хета и Новорыбная.
                         Управлению образования Администрации ТДНМР
  - Предусмотреть в бюджете ОУ с.п. Хатанга на 2017 год приобретение оборудования и инвентаря для реализации программы по северному многоборью.
  - Внедрить рабочие программы и дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие ) программы по северному многоборью в образовательных организациях  (3-й час физкультуры, национальные игры). Мониторинг их реализации.

3.    В рамках секции «Освоение культурного наследия, родных языков через исследовательскую и проектную деятельность» рекомендуем:
                                              Образовательным учреждениям
  - Перепрофилировать направление работ профильных отрядов школьников на этноориентированное направление.
  - Продолжить работу по насышению речевой среды долганского языка современными информационными, художественными и мультимедийными материалами, усилить работу по взаимодействию с ОУ, семьями и социумом, в целях развития этноязыковой среды, пропаганды значимости родного языка и использования его в семье.
4.    В рамках секции «Обмен опытом работы по развитию долганского языка» рекомендуем:
                                              Образовательным учреждениям:
  - Разработать и создать совместную методическую литературу по изучению долганского языка
В резолюциях прошлых семинаров были предложения, работа над которыми долговременная. Поэтому эти предложения очень важные и внесены в резолюцию конференции.
Разработать методические пособия для учителей, не владеющих долганским языком.
  - Разработать методические пособия обучения детей дошкольного возраста на долганском языке.
  - Создать в поселках инициативные группы по темам для дополнения долганского  словаря.
  - Использовать произведения самодеятельного автора,  педагога-ветерана Анабарского улуса  Спиридоновой А.Е. на уроках  чтениях  долганского языка.
  - Создать творческий коллектив по подготовке к переизданию учебника долганского языка для 2 класса (в рамках ФГОС) под руководством Федосеевой Т.И., учителя долганского языка ТМКОУ «Хетская средняя школа».
  - Создать фонотеки на долганском языке в каждом ОУ.
  - Педагогическим коллективам активизировать работу по изучению и внедрению долганского языка в школах и дошкольных образовательных учреждениях.

Информационно-методическому центру ТДНМР:
  - Отредактировать и разработать поурочные планы для учителей  долганского языка, используя материал собранный учителями района.
  - Также предлагается ежегодно проводить межрегиональные конференции по вопросам сохранения и развития родных языков, по развитию национальных видов спорта, делиться опытом работы, новыми идеями и проектами.
  - Следующую встречу провести в апреле 2017 года в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия).
  - Пригласить делегацию Анабарского улуса на День празднования Юбилея села Хатанги (ориентировочная дата 08 сентября 2016)





Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg