РЕЗОЛЮЦИЯ
Межрегиональной конференции
«Основные приоритеты этноориентированного образования»,
проводимой в соответствие ст. 4 Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии (с. Саскылах, 18 марта 2014 г.).
21.04.16 с. Хатанга
«Язык, воистину открывает человека во всех его
душевных тайнах. Когда исчезают языки малых народов – это беда.
Любые языки надо сохранять»
(Д.С. Лихачев, академик, величайший человек ХХ века).
В период с 19 - 21 апреля 2016 года в с. Хатанга состоялась межрегиональная конференция «Основные приоритеты этноориентированного образования». В работе конференции приняли участие работники образования: учителя - ветераны труда и педагоги образовательных учреждений Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и Таймырского муниципального района. В рамках межрегиональной конференции проведены 4 секции:
1. «Система и опыт работы образовательных организаций по созданию языковых гнезд»,
2. «Перспективное развитие северного многоборья в образовательных организациях»,
3. «Освоение культурного наследия, родных языков через исследовательскую и проектную деятельность».
4. «Обмен опытом работы по развитию долганского языка».
Прошел конструктивный и плодотворный обмен опытом работы образовательных учреждений с.п. Хатанга и Анабарского улуса. Участники конференции, проанализировав актуальные проблемы и перспективы развития родного долганского языка, развития северного многоборья, развития исследовательской и проектной деятельности учитывая социально-экономические, транспортные особенности дальних поселков, сложившиеся условия функционирования сети образовательного, дополнительного образования в муниципальном районе и улусе, отмечают, что одним из главных приоритетов и одним из главных богатств современного человека, положительно влияющих на его идентичность и успешность в полиязычном социуме является родной язык.
В федеральных государственных образовательных стандартах ведущее место отведено обеспечению системой образования исторической преемственности поколений, сохранению и развитию языкового и культурного многообразия России.
В связи с этим можно отметить:
- приоритетную значимость преподавания родного долганского языка и основ северного многоборья, направленного на реализацию прав ребёнка в формировании и развитии личности,
- актуальную направленность влияния преподавания родного долганского языка и основ преподавания северного многоборья на личностное самоопределение, воспитание патриотического самосознания, гражданское становление личности, создание условий для раскрытия способностей;
- для формирования национального самосознания, развития творческих способностей детей долган, пропаганды и сохранения родного долганского языка и культуры необходима дальнейшая реализация «Программы развития родного долганского языка и культуры на 2015-2020 г.г.»
А также отмечаются положительные тенденции в сфере изучения родного долганского языка:
- расширение применения родного языка в сфере досугового и семейного воспитания и
образования;
- реализация проекта «Языковое гнездо» в дошкольных учреждениях с.п. Хатанга,
- использование инновационных форм в системе изучения языка как исследовательская
деятельность;
- использование народной педагогики и музейной деятельности;
- взаимодействие семьи и школы на основе равноправных, партнерских отношений и современных форм (родительские клубы, группы самопомощи и взаимоподдержки).
Тем не менее, на сегодняшний день имеются проблемы, требующие внимания:
1. Необходимость обмена опытом по преподаванию родного долганского языка, по преподаванию техники северного многоборья;
2. Обмен опытом работы «языковых гнезд» в дошкольных организациях.
3. На территории п. Новая, где компактно проживают нганасаны, одна из самых древних национальностей на Таймыре, не преподается родной язык.
В целях развития системы преподавания родного языка, развития национальных видов спорта, повышения статуса родного языка и культуры и дальнейшего сотрудничества, поддержки и взаимопомощи, участники межрегиональной конференции «Основные приоритеты этноориентированного образования» вносят следующие предложения:
1. В рамках секции «Система и опыт работы образовательных организаций по созданию
языковых гнезд» рекомендуем:
Образовательным учреждениям
- Продолжить работу по проекту «Языковое гнездо» в дошкольных образовательных учреждениях с.п. Хатанга;
- Начать работу по созданию «Языкового гнезда» в ОУ с. Юрюнг- Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия)
- Начать работу по созданию «Языкового гнезда» в ОУ с. Хатанга.
Управлению образования Администрации ТДНМР
- рассмотреть возможность введения в штатное расписание 0,25-0,5 ставки этнотьютора из числа коренного населения, владеющего родным языком (долганским, нганасанским);
Информационно-методическому центру ТДНМР:
- Разработать и выпустить диск на долганском языке для младшего дошкольного и школьного возраста (стихи, рассказы, сказки для аудирования).
- Провести курсы переподготовки воспитателей ДОУ по теме «Преподавание долганского языка в дошкольных учреждениях».
2. В рамках секции «Перспективное развитие северного многоборья в образовательных организациях», рекомендуем:
Образовательным учреждениям
- Провести межрегиональные соревнования по северному многоборью между командами ОУ с.п. Хатанга и ОУ с. Юрюнг- Хая (место встречи по согласованию) один раз в 2 года.
- Приглашать на соревнования по северному многоборью команды с п. Хета и Новорыбная.
Управлению образования Администрации ТДНМР
- Предусмотреть в бюджете ОУ с.п. Хатанга на 2017 год приобретение оборудования и инвентаря для реализации программы по северному многоборью.
- Внедрить рабочие программы и дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие ) программы по северному многоборью в образовательных организациях (3-й час физкультуры, национальные игры). Мониторинг их реализации.
3. В рамках секции «Освоение культурного наследия, родных языков через исследовательскую и проектную деятельность» рекомендуем:
Образовательным учреждениям
- Перепрофилировать направление работ профильных отрядов школьников на этноориентированное направление.
- Продолжить работу по насышению речевой среды долганского языка современными информационными, художественными и мультимедийными материалами, усилить работу по взаимодействию с ОУ, семьями и социумом, в целях развития этноязыковой среды, пропаганды значимости родного языка и использования его в семье.
4. В рамках секции «Обмен опытом работы по развитию долганского языка» рекомендуем:
Образовательным учреждениям:
- Разработать и создать совместную методическую литературу по изучению долганского языка
В резолюциях прошлых семинаров были предложения, работа над которыми долговременная. Поэтому эти предложения очень важные и внесены в резолюцию конференции.
Разработать методические пособия для учителей, не владеющих долганским языком.
- Разработать методические пособия обучения детей дошкольного возраста на долганском языке.
- Создать в поселках инициативные группы по темам для дополнения долганского словаря.
- Использовать произведения самодеятельного автора, педагога-ветерана Анабарского улуса Спиридоновой А.Е. на уроках чтениях долганского языка.
- Создать творческий коллектив по подготовке к переизданию учебника долганского языка для 2 класса (в рамках ФГОС) под руководством Федосеевой Т.И., учителя долганского языка ТМКОУ «Хетская средняя школа».
- Создать фонотеки на долганском языке в каждом ОУ.
- Педагогическим коллективам активизировать работу по изучению и внедрению долганского языка в школах и дошкольных образовательных учреждениях.
Информационно-методическому центру ТДНМР:
- Отредактировать и разработать поурочные планы для учителей долганского языка, используя материал собранный учителями района.
- Также предлагается ежегодно проводить межрегиональные конференции по вопросам сохранения и развития родных языков, по развитию национальных видов спорта, делиться опытом работы, новыми идеями и проектами.
- Следующую встречу провести в апреле 2017 года в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия).
- Пригласить делегацию Анабарского улуса на День празднования Юбилея села Хатанги (ориентировочная дата 08 сентября 2016)