Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

«Ответственность в случае неисполнения им требований к антитеррористической защищенности здания»

Ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также за воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности указанных объектов установлена статьей 20.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Совершение вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей.

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.35 КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов внутренних дел, федеральной безопасности Российской Федерации, а также войск Росгвардии в пределах компетенции.

Административные дела указанной категории рассматриваются мировыми судьями по месту совершения правонарушения.

 

«О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральным законом от 01.07.2021 № 280-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Установлено, что в Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала).

Также к экстремистским материалам теперь отнесены, в том числе, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями.

 

«Призывы к осуществлению террористической деятельности»

Ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности предусмотрена статьей 205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности понимается обращение в любой форме, как правило, к неопределенному кругу лиц, с предложением участвовать в любой разновидности террористической деятельности, будь то финансирование, реализация террористического акта, организация либо участие в незаконном вооруженном формировании, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке и реализации террористического акта.

Публичные призывы к террористической деятельности могут быть осуществлены в устном выступлении на собрании, митинге, в тексте листовок, содержании плаката и других формах.

Вопрос о публичности призывов к осуществлению террористической деятельности разрешается судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела.

Расследование уголовных дел о фактах публичных призывов к осуществлению террористической деятельности относится к компетенции следователей Следственного Комитета России и влечет назначение наказания в виде лишения свободы до 5 лет, а в случае использования средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, виновный может быть лишен свободы на срок до 7 лет.

 

«Ответственность за рекламу наркотиков в Интернете»

По статье 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещаются их пропаганда, распространение сведений о способах разработки, изготовления и использования. Незаконным также является распространение информации о местах приобретения наркотиков, о методах культивирования, наркосодержащих растений.

За пропаганду и рекламу наркотических средств, психоактивных веществ предусмотрена административная ответственность. Нарушителям придется заплатить штраф: гражданам - в размере от 4 до 5 тыс. руб., должностным лицам - от 40 до 50 тыс. руб.; предпринимателям без образования юридического лица - от 40 до 50 тыс. руб. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 800 тыс. до 1 млн. руб.

Также возможны наказанием для индивидуального предпринимателя и организации является административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Рекламная продукция и оборудование, использованное для её изготовления, подлежат конфискации.

Если правонарушение совершено иностранцем, лицом без гражданства, то виновный может быть подвергнут штрафу в размере от 4 до 5 тыс. руб. либо административному аресту на срок до 15 суток. Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, общественную безопасность и общественный порядок.

 

«Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»

Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, общественную безопасность и общественный порядок.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - КоАП РФ) с 08.01.2019 внесены изменения в КоАП РФ.

Кодекс дополнен статьей 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), которая предусматривает административную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Общественные отношения в области обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации являются объектом административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения по ст. 20.3.1 КоАП РФ являются граждане и юридические лица.

Возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 20.3.1 КоАП отнесено к исключительной компетенции прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП.

Наказание по данной статье предусмотрено в виде административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

«В 2022 году вступают в силу законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям»

Назначение пенсий по инвалидности (страховых и социальных), досрочных пенсий, назначаемых безработным предпенсионерам по предложению органов службы занятости, а также установление социальных доплат к пенсиям (федеральных и региональных) будет осуществляться в беззаявительном порядке.

ПФР извещает гражданина о назначении социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности, а также уведомляет об условиях для назначения социальной пенсии по инвалидности, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

ПФР информирует о суммах средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), не являющихся получателями выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Информирование осуществляется один раз в 3 года начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины) по 31 декабря соответствующего года через личный кабинет застрахованного лица на портале госуслуг.

Застрахованные лица, не зарегистрированные на портале госуслуг, по своим обращениям имеют право получать в органах ПФР сведения о суммах средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

 

«В РФ появится новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций - личный фонд»

Существующая организационно-правовая форма "фонды" заменяется на две организационно-правовые формы - общественно полезные фонды и личные фонды. Наследственный фонд теперь является разновидностью личного фонда.

Личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная НКО, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления. Личный фонд может быть создан нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием (наследственный фонд).

Учредитель личного фонда вправе предусмотреть в уставе созданного при его жизни личного фонда, что после его смерти такой личный фонд продолжает свою деятельность в соответствии с утвержденным учредителем уставом и условиями управления, при этом такой личный фонд не может быть после смерти его учредителя ликвидирован по решению его органов.

Гражданин, создавший личный фонд при жизни или предусмотревший в своем завещании создание наследственного фонда, признается учредителем личного фонда. Замена учредителя личного фонда не допускается. При создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц, за исключением случаев, если учредителями личного фонда являются супруги, передающие личному фонду общее имущество.

Имущество, передаваемое личному фонду его учредителем, принадлежит личному фонду на праве собственности. Учредитель личного фонда не имеет прав на имущество созданного им фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в личный фонд не допускается.

Личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом личного фонда, и необходимой для достижения этих целей. Для осуществления предпринимательской деятельности личный фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Решение учредителя личного фонда об учреждении личного фонда подлежит нотариальному удостоверению.

 

«С 1 марта 2022 года будут урегулированы вопросы установления квоты для приема на работу инвалидов»

Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более 3% от среднесписочной численности работников.

Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах РФ.

Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством субъектов РФ, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Изменения вступают в силу 1 марта 2022 года.

 

«С 1 февраля 2022 года сведения о вакцинации будут вносится информационный ресурс COVID-19»

После каждого случая введения вакцины (ее компонентов) против COVID-19, установления наличия медицинского противопоказания к вакцинации сведения о вакцинации (ревакцинации), наличии медицинских противопоказаний указанные сведения будут вноситься в информационный ресурс (COVID-19)

Также истекает срок, в течение которого медицинская документация и сертификаты, содержащие сведения о профилактических прививках против COVID-19 и (или) перенесенном заболевании, вызванном COVID-19, сформированные посредством портала госуслуг до 16 ноября 2021 года, подлежат переоформлению в автоматическом режиме.

Приказ Минздрава вступил в силу 16.11.2021 года.

 

«С 1 марта 2022 года изменяются правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры»

В приказ Минобрнауки России от 13.08.2021 № 753 внесены изменения правил приема на обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, которыми установлено следующее:

При проведении многопрофильного конкурса особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее 10% от суммарного объема контрольных цифр по специальностям или направлениям подготовки, включенным в конкурс.

Для лиц, поступающих на обучение на базе среднего профессионального образования, вступительные испытания на базе профессионального образования проводятся в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ среднего профессионального образования, родственных программам бакалавриата, программам специалитета, на обучение по которым осуществляется прием, за исключением вступительного испытания, соответствующего общеобразовательному вступительному испытанию по русскому языку, которое по решению организации проводится в соответствии с профилем среднего профессионального образования или без учета указанного профиля. Родственность образовательных программ среднего профессионального образования и программ бакалавриата, программ специалитета устанавливается организацией высшего образования.

Закреплено, что порядок учета индивидуальных достижений устанавливается организацией самостоятельно.

В заявление о согласии на обработку персональных данных должно быть включено согласие на обработку персональных данных, разрешенных поступающим для распространения.

В заявлении о приеме указывается СНИЛС (при наличии). При подаче заявления о приеме посредством портала госуслуг документ, удостоверяющий личность, гражданство поступающего, документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, считаются представленными, если информация об указанных документах подтверждена сведениями, имеющимися на портале госуслуг.

В случае если по общеобразовательному вступительному испытанию установлено несколько предметов, поступающий может сдавать вступительное испытание однократно по каждому предмету.

Длительность основного этапа зачисления увеличена и составляет теперь 3-9 августа.

 

«Изменения пенсионного законодательства»

Федеральным законом от 26.05.2021 года № 153-03 внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся порядка назначения пенсий и социальных доплат к ним.

С 01.01.2022 года в России появится новое основание для более раннего выхода на пенсию. Безработные предпенсионеры (мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины - 55 лет) по предложению службы занятости населения смогут на два года раньше установленного срока выйти на пенсию. Указанным правом смогут воспользоваться граждане при наличии следующих условий:

человек потерял работу в связи с увольнением в результате сокращения численности или штата, а также ликвидации организации;

страховой стаж должен быть не меньше 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) либо необходимый стаж работы на соответствующих видах работ.

Кроме этого, с 01.01.2022 указанным законом упрощен порядок назначения пенсий по инвалидности, сельских и страховых пенсий в целом.

Для пенсионеров, получающих повышенную на 25% фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с тем, что они не менее 30 календарных лет проработали в сельском хозяйстве, указанное повышение к фиксированной выплате сохранится при их выезде на новое место жительства за пределы сельской местности.

Кроме того, на Пенсионный фонд возложены обязанности по информированию граждан, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины) о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информирование предусматривается раз в три года, при условии, что данные лица не получают какую-либо пенсию.

 

«Субсидии за трудоустройство безработных граждан»

С октября 2021 года российские работодатели могут получить субсидию за трудоустройство безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости до 1 августа 2021 г. (ранее - до 1 января 2021 г.), а также за трудоустройство инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных, независимо от даты такой регистрации.

Размер субсидии определяется величиной минимального размера оплаты труда, увеличенной на сумму страховых взносов и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных безработных граждан. Предоставят выплату трижды по истечении первого, третьего и шестого месяца работы таких сотрудников.

Кроме того, постановление содержит положение, согласно которому при оценке результата предоставления субсидии не учитываются трудоустроенные безработные граждане, уволенные на основании статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).

Для получения господдержки работодателю нужно обратиться в центр занятости для подбора специалистов под имеющиеся вакансии. Сделать это можно дистанционно через личный кабинет на портале «Работа в России». После этого потребуется направить заявление в Фонд социального страхования, который занимается распределением и выплатой субсидий. Сделать это также можно дистанционно - через систему «Соцстрах».

 

«Социальные права граждан»

В соответствии со статьей 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ.

В соответствии со статьей 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплат при увольнении (и других выплат, причитающихся работнику, например, выплаты заработной платы, оплаты отпуска) работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

За нарушение работодателем норм трудового законодательства статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа либо дисквалификации (при повторном нарушении в течение года).

 

«Получение окончательного расчета при увольнении»

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX века. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его «физическое» воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности.

К основным социальным правам, установленным в Конституции Российской Федерации, относятся следующие права: в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и другие - статья 37); на отдых (часть 5 статьи 37); на социальное обеспечение (статья 39); на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7, части 1 статьи 38, статья 39); на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, статья 39); на жилище (статья 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41); на благоприятную окружающую среду (статья 42); на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (статьи 13, 30).

В статье 37 Конституции Российской Федерации подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей: право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1); принудительный труд запрещен (часть 2); право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3); право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3) (согласно части 2 статьи 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда); право на защиту от безработицы (часть 3); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (часть 4).

 

«Размер индексации ежемесячной страховой выплаты вследствие несчастного случая на производстве»

Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон №125-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В силу п. 5 ст. 7 Закона № 125-ФЗ лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ежемесячные страховые выплаты как вид обеспечения по страхованию производятся исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 12 Закона №125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

 

«Перевод на дистанционную работу»

В 2021 году вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» (далее — Закон N 407-ФЗ).

Закон N 407-ФЗ ввел в Трудовой кодекс РФ новую статью 312.9, согласно положениям которой в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев).

Работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает локальный нормативный акт о временном переводе работников на дистанционную работу.

 

«Полномочия прокурора по защите в судебном порядке прав граждан»

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрен в качестве важнейшей функции органов прокуратуры.

Наиболее востребованным остается прокурорский надзор в сфере защиты социальных прав граждан. Он специфичен и многогранен, поскольку охватывает широкий круг вопросов, касающихся их жизнедеятельности. Внимание прокуроров сосредоточено на защите прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых и других социально незащищенных слоев населения. На постоянной основе прокурорами проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении их жилищных, пенсионных прав, при назначении пособий, предоставлении мер социальной поддержки, оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении, доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры.

Одними из самых действенных в совокупности правовых средств, используемых прокурором в целях устранения нарушений законности и восстановления нарушенных социальных прав и свобод граждан, являются гражданско-правовые средства прокурорского реагирования. Удовлетворяемость исков прокуроров стабильно высока.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Приоритетным направлением деятельности прокуроров является обращение в суды с заявлениями в защиту трудовых прав граждан, прежде всего связанных с взысканием задолженности по заработной плате. В данной сфере предъявляются также иски об отмене незаконных приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, восстановлении на работе, изменении формулировки увольнения, невыплате выходных пособий.

Заявления прокуроров в защиту пенсионных и иных социальных прав в основном связаны с взысканием сумм недополученных пенсий, различных видов пособий по обязательному социальному страхованию, взысканием компенсационных выплат в интересах льготных категорий граждан. Распространенной является практика обращения прокуроров в суд с исками о предоставлении инвалидам санаторно-курортного лечения.

В защиту жилищных прав граждан прокуроры обращаются в суды с заявлениями о признании незаконными отказов в принятии на учет по улучшению жилищных условий, о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными для проживания.

Государство гарантирует социальную защиту инвалидов. К системе мер поддержки этой категории граждан отнесены экономические, правовые и социальные меры поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К сожалению, встречаются факты, когда граждане и должностные лица нарушают права инвалидов.

В целях защиты лиц с ограниченными возможностями, лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

За нарушения в указанной сфере установлено три вида ответственности - гражданско-правовая, административная и уголовная.

Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного инвалиду гражданами, должностными лицами, государственными органами, органами местного самоуправления.

Возмещение вреда, в том числе и морального, в этом случае производится по общим требованиям, которые установлены статьями 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возмещение вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, будет производиться в течение всего срока инвалидности, как закреплено в статье 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие случаи влекут, например, дорожно-транспортные происшествия. Тогда владелец источника повышенной опасности несет ответственность за причинение вреда в связи с потерей кормильца независимо от вины потерпевшего.

Административная ответственность за нарушения прав и свобод инвалидов установлена отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такие нарушения можно разделить по следующим критериям:

нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (статья 5.42 КоАП РФ);

нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (статья 5.43 КоАП РФ);

уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 КоАП РФ);

отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.14 КоАП РФ);

организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов (статья 11.24 КоАП РФ).

За самые серьезные нарушения прав инвалидов Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность. К ним относятся:

нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136 УК РФ). Под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), что выражается в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо же в распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140 УК РФ). Следует подчеркнуть, что инвалиду информация должна предоставляться в доступной для него форме, с учетом его индивидуальных физических особенностей и состояния здоровья.

невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 145.1 УК РФ).

 

«Вакцинация от COVID-19 обязательна или нет»

В силу п.1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1988 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту - Закон №157-ФЗ) граждане имеют право отказаться от профилактических прививок. Отказ оформляется в письменной форме (п.З ст. 5 Закона №157, п. 7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации)», то есть вакцинация на территории Российской Федерации является добровольной.

Работодатель согласно п. 2 ст. 5 Закона №157-ФЗ, абз. 8 ч.1 ст. 76 Трудового кодекса РФ отстраняет отказавшихся от получения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников только в случае, если их деятельность включена в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утв. постановление Правительства РФ от 15.07.1999 №825.

В вышеуказанный перечень включены, в том числе работы с больными инфекционными заболеваниями, с кровью и биологическими жидкостями человека, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, работы по отлову и содержанию безнадзорных животных, работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей и т.д.

В иных случаях, отстранение от работы сотрудников в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является неправомерным.

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ч.б ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

Разъясняю, что за нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

 

«Ответственность за оскорбления»

За оскорбления может наступать как административная, так и, в специально установленных случаях - уголовная ответственность. Кроме того, претерпевшее оскорбление лицо вправе обратиться в суд за взысканием компенсации морального вреда.

Административная ответственность за оскорбление предусматривается статьей 5.61 КоАП РФ, согласно которой административное наказание влечет оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Уголовную ответственность оскорбление влечёт в прямо установленных уголовным законодательством случаях. Например, оскорблении участников судебного разбирательства влечет уголовную ответственность по статье 297 Уголовного кодекса РФ, публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - по статье 319 Уголовного РФ, оскорбление военнослужащего по статье 336 Уголовного РФ.

 

«Ответственность предусмотрена за распространение клеветнических сведений»

В соответствии с частью 1 статьи 128.1 УК РФ клевета представляет собой распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Данная статья направлена на уголовно-правовую охрану права каждого человека и гражданина, предусмотренного частью 1 статьи 23 Конституции РФ, на защиту своей чести и доброго имени.

Заведомо ложными сведениями являются утверждения о фактах, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся распространяемые сведения. Распространяемые при клевете сведения должны в деталях либо в общих чертах характеризовать какой-либо конкретный факт. Заявления общего характера, не содержащие указания на определенный ложный факт, не образуют состава клеветы. Исключается также признак заведомой ложности в ситуациях, когда человек, распространяя те или иные сведения, добросовестно заблуждается об их ложности.

Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или организацией действующего законодательства, совершении аморального или недобросовестного поступка, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо организации. Если распространяемые, хотя и ложные, сведения не позорят потерпевшего, состав клеветы отсутствует.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, относится к уголовным делам частного обвинения, которые возбуждается у мировой судьи только по заявлению потерпевшего, законного представителя. В случае, если не известно лицо, которое распространяло клеветнические сведения, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается органами внутренних дел.

Уголовная ответственность будет более строгой, если клевета связана с распространением заведомо ложных сведений публично в СМИ, сети «Интернет», с использованием служебного положения, а также если связана с опасным для окружающих заболеванием либо обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении и другими признакам, предусмотренными частями 2-5 ст. 128.1 УК РФ. Такие уголовные дела возбуждаются, расследуются и рассматриваются в порядке публичного обвинения.

Отказ в возбуждении уголовного дела либо прекращение возбужденного уголовного дела по ст. 128.1 УК РФ не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg