Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

   5 июня 2020 г. представители таймырского этнического образования приняли участие в совещании, которое было организовано Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) в режиме онлайн с участием представителей органов управления образованием, образовательных организаций регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, общественных организаций и экспертов по теме "Актуальные проблемы образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни в России".
   Организатором были заявлены следующие задачи:
1) Представление деятельности Центра кочевого образования и сайта «Кочевая школа. Образование в пути…»;
2) Обсуждение проблем образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни;
3) Обмен информацией о проектах «Дети Арктики» (подпрограмма в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и проект России в Арктическом Совете).
   Тематика вызвала интерес у участников из Амурской области,  Красноярского и Забайкальского краев, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Саха (Якутия), представителей научной общественности г. Москва и г. Санкт-Петербург. Благодаря дистанционному формату в совещании участвовали представители муниципальных районов, кочевых школ и детских садов с кочевыми группами из с. Харыялах, Жилинда и Оленек Оленекского национального эвенкийского района, с. Себян-Кюель Кобяйского улуса, с. Кустур Эвено-Бытантайского улуса и управления образования Анабарского, Кобяйского, Момского, Томпонского улусов.

   Светлана Степановна Семенова, директор Института национальных школ Республики Саха (Якутия), рассказала о научных исследованиях, проводимых в области образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Представила проект «Кочевая школа» и Центр кочевого образования – структурное подразделение, созданное для выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на проведение фундаментального исследования по теме «Разработка научных основ и моделей образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой образ жизни». Проект прошел экспертизу Российской академии наук.  

   Наталья Васильевна Ситникова, руководитель Центра кочевого образования, презентовала проект сайта «Кочевая школа. Образование в пути…», разработанного в целях организации информационно-коммуникационной площадки для ученых, специалистов органов управления, педагогов, родителей и детей. Наряду с атласом «кочевых детских садов» и «кочевых школ» сайт будет включать ссылки на законы, научные статьи и события, новости, видео- и фотоматериалы, консультации по вопросам кочевого образования и другое. Наталья Васильевна предложила регионам принять участие в наполнении сайта, направлять свои вопросы и предложения по перспективам развития образования детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Для создания методической копилки предлагается конкурс на создание видеороликов по теме «Умение жить на Севере» с номинациями «Чему я научился (научилась) в кочевье», «Жилище», «Пища», «Игры».
Феодосия Васильевна Габышева, председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций напомнила, что проект «кочевая школа» начинался в Якутии при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве в 2005 году. Проект «Учителя Арктики» (с 2010 г.) стал продолжением «Кочевой школы», оба проекта были поддержаны на Всероссийских съездах преподавателей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и далее будут представлены в том или ином виде на российском и международном уровнях.

   В 2016 г. пять регионов подписали соглашение с Федеральным агентством по дедам национальностей и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Также утверждена дорожная карта по продвижению проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». В продолжение этой работы Республика Саха (Якутия) выступила с инициативой разработки федеральной программы «Дети Арктики». Было инициировано 4 направления комплексной программы: 1) Оздоровление. 2) Поддержка одаренных детей. 3) Сохранение языков и культур коренных малочисленных народов. 4) Цифровая среда. Феодосия Васильевна предложила организовать очное межрегиональное совещание в Якутии по образованию детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, а также выделить в федеральной программе такие мероприятия, как научные исследования, поддержка базовых образовательных организаций для развития разных видов школ и интеграция проекта «Земский учитель» с проектом «Учитель Арктики». Все особенности наших регионов должны быть учтены, в том числе кочевая культура и необходимость развивать инфраструктуру кочевого образования. Она также отметила, что надо решать проблемы доступа в сеть «Интернет», чтобы развивать дистанционную поддержку детей и педагогов в труднодоступных территориях.
Феодосия Васильевна рассказала о заседаниях рабочей группы при Министерстве просвещения России, на которых рассматривали  вопросы законодательного урегулирования предоставления образования детям, ведущим с родителями кочевой образ жизни. Рабочая комиссия предложила разработать методические рекомендации по организации образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни.

   Григорий Васильевич Лымар, эксперт из Ямало-Ненецкого автономного округа, выразил свое удовлетворение тем, что проект продолжается, работа, начатая в их регионе в 2013 г., приносит свои плоды. Вопрос переведен в техническую плоскость, необходимо вырабатывать общие подходы и доносить их до тех, кто принимает решения на местах. Важно, чтобы родители инициировали открытие кочевых дошкольных групп и школ, а органы местного самоуправления и государство создавали условия для кочевого образования. Григорий Васильевич выразил свою готовность принять участие в обсуждении проекта методических рекомендаций.

   Феня Матвеевна Леханова, председатель Ассоциации преподавателей родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, рассказала о международном проекте Арктического Совета «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование». Предложила регионам более тесно работать по его продолжению в школьном образовании. Как куратор этого проекта от Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации она будет представлять несколько проектов от России, в том числе и проект «Кочевое образование» на ближайшем  онлайн – заседании  Рабочей группы Арктического Совета по устойчивому развитию(SDWG).

   Большой интерес вызвали выступления  Ивановой Марии Христофоровны, начальника управления образованием Оленекского национального эвенкийского района,  Кайдаловой Екатерины Григорьевны, директора Харыйалахской СОШ, при которой работает кочевая школа «Куонелекэн». В презентации опыта Оленекского района приняли участие Аммосова Ольга Николаевна, заведующая детским садом с. Харыйалах с «кочевым детским садом», и учитель «кочевой школы» с многолетним стажем работы  Кириллова Клара Васильевна. Для детей, которые работают в пятой четверти, по договору с МУП, выделяются субсидии на оплату труда в размере 16 тыс. рублей в месяц. С 2019 г. создана «семейная кочевая дошкольная группа» с охватом 8 детей, начиная с 7 месяцев. В кочевье постоянно проживает от 7 до 20 детей дошкольного и школьного возраста. В зимнее время кочевые семьи проживают на базах, где построены домики. Опыт «кочевой школы» и «семейной кочевой дошкольной группы» будет представлен на сайте «Кочевая школа. Образование в пути…».

   Екатерина Григорьевна Кайдалова, директор школы с. Харыйалах, дополнительно сообщила, что «кочевую школу» не смогли оформить как филиал, а прописали как форму обучения согласно статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вопросы лицензирования в части соответствия требованиям надзорных органов не отрегулированы.
Клавдия Александровна Слепа, представитель Департамента  образования ЯНАО, рассказала о работе по организации обучения и воспитания детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Отметила специфику дошкольного образования для детей оленеводов, выразила готовность к сотрудничеству и предоставлению материалов из Ямала. Сообщила о том, что регионом направлены предложения с проектами к 4 направлениям подпрограммы «Дети Арктики».

   Татьяна Ивановна Лебедева, заместитель начальника управления образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, сообщила о том, что они тоже отправили свои предложения в подпрограмму. «Одна из проблем сегодня  для нас – это доступность и скорость Интернета». Татьяна Ивановна предложила использовать сайт института «Кочевая школа. Образование в пути…» для сотрудничества с Анабарским районом Якутии, а также по другим таким направлениям, как поддержка долганского языка и культуры. Нужно собрать видеоматериалы из опыта работы регионов по кочевому образованию и поддержке родных языков и культур на сайте.

   Александра Николаевна Терехина, научный сотрудник Центра арктических и сибирских исследований социологического института Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской Академии наук, высказала свою заинтересованность в том, что появилась возможность интерактивного общения. Как представителю научного сообщества ей интересно узнать, что идея кочевого образования развивается. Александра Николаевна выразила свою готовность сотрудничать в этом направлении.

   Елена Александровна Найденова, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия), сообщила о том, что уже более десяти лет в Музее Московского образования действует постоянная экспозиция по кочевой школе. Пригласила образовательные организации принять участие в проекте «Диалог языков и культур на подмостках театра» для создания обменного фонда сценариев театральных постановок на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

   Нина Глебовна Вейсалова, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, поддерживая создание объединяющего центра, отметила, что нужно делиться опытом, но, самое главное – необходимо закрепить основные понятия в федеральном законодательстве. Нужно вводить должности семейного педагога и семейного воспитателя. «Кочевые школы» создаются для укрепления связи поколений. Родители должны активно участвовать в воспитании своих детей. Признавая традиционный образ жизни, государство должно принять и возможность образования с учетом особенностей традиционного образа жизни. Не менее важно устранить цифровое неравенство.

   В заключение совещания Светлана Степановна Семенова поздравила всех с наступающим Международным днём русского языка. Благодаря только русскому языку состоялось межрегиональное и межнациональное общение по развитию кочевого образования. Она высказала пожелание о том, чтобы Центр кочевого образования стал точкой роста для всех «кочевых школ» и «детских садов» под эгидой Минпросвещения России и центром популяризации уникального опыта российских школ и детских садов на международном уровне. Сайт «Кочевая школа. Образование в пути…» должен выполнить консолидирующую функцию в развитии кочевого образования.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg