Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

26 сентября 2019 г. исполнилось 70 лет со дня рождения Елены Тимофеевны Пушкаревой (Лапсуй) – доктора исторических наук, исследователя фольклора ненцев, видного государственного и общественного деятеля. О ней написано немало [1;2;3;4;5].

Ее мне посчастливилось узнать впервые много лет назад: в 1970-х годах еще в Ленинграде. Позже мы с ней вместе жили в одном аспирантском общежитии ЛГПИ им.А.И.Герцена на ул.Балтийская, д.70 у Балтийского вокзала. Это был период, когда Елена Тимофеевна и я писали свои кандидатские диссертации. Она по родному ненецкому фольклору, я – по лексике духовной культуры эвенов. Затем мы были коллегами по работе на единой кафедре языков, фольклора и литературы народов Крайнего Севера (зав. кафедрой сначала был д.ф.н., профессор М.Г.Воскобойников, а затем его сменил д.и.н., профессор Ю.А.Сем).

В истории изучения устного народного поэтического творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока немало отечественных и зарубежных исследователей. Можно назвать имена ученых, которые были собирателями фольклора чукчей (В.Г.Богораз, И.С.Вдовин, Л.В.Беликов), эскимосов (Г.А.Меновщиков, Н.Б.Вахтин), эвенков (В.Н.Васильев, Г.М.Василевич, М.Г.Воскобойников), эвенов (К.А.Новикова, А.А.Бурыкин), долган (А.А.Попов), хантов (А.Регули, Й.Папаи, Х.Паасонен, В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина), манси (А.Алквист, В.Н.Чернецов), ненцев (Н.М.Терещенко, З.Н.Куприянова)... Лишь в советский период к научному изучению родного фольклора приступили сами коренные малочисленные народы Севера: эвены В.А.Роббек, Х.И.Дуткин, ханты Н.И.Терешкин, манси Е.А.Кузакова, М.П.Вахрушева-Баландина, Д.В.Герасимова (Хромцова), эвенкийки А.Н.Мыреева (Павлова), Г.И.Варламова (Лазарева-Кэптукэ), М.П.Дьяконова, долганка Е.Е.Аксенова и другие. Именно тогда я услышал мудрые слова Елены Тимофеевны: “Настало время когда северяне из объекта изучения стали субъектами исследования...”. Не всем это нравилось тогда, и, по-моему, не всем это нравится, к сожалению, и сегодня. Дело в принципиальной разнице в подходах ученых: северян “видят” предмет исследования “изнутри”, это их родное, выстраданное...

Ненецкий фольклор стал предметом исследования и ненки Елены Тимофеевны Пушкаревой, по праву считающейся сегодня ведущим специалистом в этой области научного знания. Еще будучи студенткой ФНКС ЛГПИ им.А.И.Герцена и аспиранткой, она получила прочный фундамент теоретических знаний, который благоприятно был воспринят ее открытой к творчеству душой женщины-северянки, с детства прекрасно владеющей родным ненецким языком, материальной и духовной культурой этого древнего этноса европейского и азиатского Севера России.

Елена Тимофеевна родилась 26 сентября 1949 г. в п. Нумги Надымского района Ямало-Ненецкого национального округа в семье оленеводов-охотников Тимофея Ефимовича и Марии Максимовны Лапсуй и с детских лет росла в атмосфере народных знаний и мудрости, выработанных веками ее предками. В суровых условиях Севера и Арктики, долгими вечерами полярной ночи и белыми ночами летнего солнцестояния талантливая девочка впитывала вместе со «звуками языка родного» сказки, загадки, песни, эпические произведения родного ненецкого народа. Впечатлительная и прозорливая девушка еще тогда заинтересовалась фольклором ненцев - сокровищницей духовной культуры этноса. Ее учителя, наставники известные ученые фольклористы, языковеды, этнографы, историки, такие как З.Н.Куприянова, Н.М.Терещенко, М.Г.Воскобойников, В.И.Матвеев, Л.В.Беликов, Ю.А.Сем, Б.Н.Путилов, З.П.Соколова и другие вложили в нее не только фундаментальные знания, но и часть своего человеческого тепла, щедро делились глубокими знаниями, оставили добрый отпечаток широты своей личности и уникальности. А до этого она училась в Ныдинской средней школе - интернате, после окончания которой продолжила обучение в Салехардском национальном педагогическом училище, получив специальность «Учитель начальных классов». В 1975 году окончила северное отделение Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена по специальности «Русский язык и литература, языки и литература народов Севера». После окончания института два года работала преподавателем Салехардского педагогического училища, а затем - лектором Ямало-Ненецкого окружного комитета КПСС.
С 1978 года в течение 10 лет ее судьба была связана с родным институтом: аспирантка, ассистент, доцент, - Елена Тимофеевна преподавала целый спектр североведческих дисциплин: фольклор ненцев, манси, ханты, нганасан, энцев, теорию и практику перевода, ненецкий язык, методику преподавания ненецкого языка в начальной школе. Подготовила несколько десятков специалистов для школ Севера.

Кандидатская диссертация Е.Т.Пушкаревой, написанная под руководством Б.Н.Путилова, на тему “Миф-сказка в фольклоре ненцев: историческая типология и этническая специфика”, была блестяще защищена в 1983 г. в Ленинградской части Института этнографии АН СССР. В ней ученая впервые выделила новый особый жанр, ввела в научный оборот и одновременно сохранила для практического бытования важный жанр песен ненцев — хынабц (ранее исследовались в основном эпические песни ненцев сюдбабц  и ярабц). Публикация ненецких песен от лица хынабцы — главного исполнителя и от лица тэлтанггода — вторящего — еще одна существенная заслуга Елены Пушкаревой перед мировой фольклористикой, так как это сделано ею впервые. Она впервые в фольклоре народов Севера обратила свое внимание записям исполнения эпических песен ненцев вместе с репликами, жестами, передвижениями слушателей, чтобы дать наиболее полное представление о целостном волнующем коллективном спектакле, который происходит при каждом новом исполнении хынабца. Сделала Е.Т.Пушкарева на материале фольклорной лексики ненцев и чисто лингвистические открытия: она обнаружила и описала эмоциональные согласования; заметила, что во время эмоционального подъема появляются новые разновидности образа слова и др. Елена Тимофеевна Пушкарева обобщила собственный полевой материал, и не просто собрала воедино все известные ей печатные и рукописные тексты ненецких мифов и сказок, но и классифицировала все сюжеты по международной системе Аарне-Томпсона. В результате этого ненецкий фольклор вошел своеобразной составной частью в мировой фольклор. По классификации, проделанной Еленой Тимофеевной, даже специалист, не владеющий ненецким языком, может получить представление о сюжетах ненецких мифов и сказок, их богатстве и своеобразии. Остается порадоваться тому, что работа Е.Г. Пушкаревой была опубликовала на английском языке в США: весь ученый мир получил основательное представление о мифах и сказках ненцев.

Далее, не останавливаясь на достигнутом, Елена Тимофеевна работает над докторским диссертационным исследованием: “Картина мира в фольклоре и традиционных представлениях ненцев: системно-феноменологический анализ” (специальность 07.00.07 – этнография, этнология, антропология). Успешная защита состоялась в 2003 г. в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН в Москве (Научный консультант З.П.Соколова). Выходят в свет ее статьи, монографии, публикуются оригинальные тексты ненецкого фольклора, собранные во время экспедиционных поездок в местах компактного проживания ненцев (Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и др. Вот что пишет о ней В.В.Огрызко: “Еще в первые фольклорные экспедиции дочь ненецкого оленевода сделала интересные открытия. До нее гипотеза о приходе самодийцев в Арктику с Алтае-Саянского нагорья свидетельствовали лишь лингвистические и частично археологические материалы, а она нашла подтверждение этой версии в фольклоре. Она нашла старого рыбака Осми Ядне, который рассказал сказание о пяти братьях Тирлеях, живших в дремучем лесу и встретивших некоего Нгаяндера, похожего на орангутанга. Проанализировав сказание, молодая фольклористка пришла к выводу, что древние самодийские народы самодийского круга могли быть коневодами, видеть обезьян и жить в домах из дерева. В итоге появился еще один довод в пользу того, что прародина ненцев находилась в Южной Сибири или Центральной Азии” [4:С.388; 6].

Елена Тимофеевна является автором таких серьезных научных исследований монографического характера как “Фольклор ненцев”(Новосибирск:Наука,2001.-504 с., совм. с Л.В.Хомич; серия “Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока”.Т.23); Ненецкие песни хынабцы. Сюжетика, семантика и поэтика (М.: Восточная лит-ра, 2000.-200 с.); Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок (М.:Мысль, 2003.-287 с.); Картина мира в фольклоре ненцев: системно-феноменологический анализ (Екатеринбург: Баско, 2007.-247 с.) и др. Она автор уточнений и дополнений академических ненецких словарей, создатель учебно-методической литературы для детей народов Севера, автор научных статей по юридической антропологии и этнологии малочисленных этносов, опубликованных не только у нас в России, но и за рубежом (США, Испания, Финляндия, Швейцария...). Е.Т.Пушкарева выпустила в свет более 200 научных трудов. Она является участником многих международных, российских и региональных научно-практических конференций, симпозиумов, конгрессов. Вот некоторые из ее зарубежных публикаций: Nenets names // Traditional folk belief today.Tartu: Estonian Academy of Sciences, 1990; Nenets personal Songs // The role of ethnomusicology in contemporary Society: VIII European Seminar in Ethnomusicology. Geneva, 1991; On a nenets song Khynabts // IX European Seminar in Ethnomusicology. Calella (Barсelona), September, 10-15, 1993; Nenets Male Surnames used for Females in official Russian Document // Eurasian Studies Yearbook. Bloomington: Eurolingua, 1994, # 66; A Course of  Nganasan Folklore: A Syllabus // Eurasian Studies Yearbook. Bloomington: Eurolingua, 1995, # 67; Nenets People and Their Songs. Geneva: UNO, 1995; A Course of  Nenets Folklore: A Syllabus // Eurasian Studies Yearbook. Bloomington: Eurolingua, 1997; Journal “Sibirica” / Centre for Russian, East & Central European Studies of University of Aberdeen. - Aberdeen, 2001; Syntax of Folklore text «Crazy Vera». Helsinki, 2000; Syntax of Folklore work performed by two narrators (for an example khynabts “Khansosyada Vera” (Crazy Vera) // Международная конференция памяти д.и.н. В.Н. Басилова (1937-1998). Москва – Бишкек. 23 июня – 30 июня 2012 года. - Киргизия, 2012 и др.

Круг ее научных интересов очень широк: это не только проблемы собственно фольклора (сюжетный состав, разграничение мифа и сказки и др.), этнографии (см. ее статьи о ненецком чуме, народной кухне, традициях гостеприимства и этикете, экологическом воспитании и др.), но и богатый круг общественно-политических вопросов. Дело в том, что Е.Т.Пушкарева имеет официальный ранг государственного советника РФ 1-го класса. Общественная и государственная деятельность Е.Т.Пушкаревой широка и многогранна: еще в  1989 – 1990 годах она была заместителем Председателя оргкомитета по подготовке и проведению I Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Советского Союза (работала с такими корифеями североведения как д.и.н., профессор, лауреат Премии РГО им.Семена Дежнева Ч.М.Таксами, нивхских писатель и общественный деятель, секретарь Союза писателей РСФСР, лауреат Государственной премии им.М.Горького В.М.Санги, д.ф.н., заслуженный деятель науки РС(Я) и РФ, директор ИПМНС СО РАН В.А.Роббек и др.). Избиралась делегатом съездов народов Севера, председателем Ревизионной комиссии Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Она много лет была ведущим специалистом Госкомсевера РСФСР (1990-1994 г.г.), курировала вопросы образования на российском Севере, принимала участие в подготовке  программы “Дети Севера”, Национального доклада по положению детей в РФ для ООН.
Побывала в командировочных поездках почти во всех северных субъектах РФ, в том числе в Республике Саха (Якутия), объездив буквально все ее центральные улусы. С 1994 года по май 2004 года работала помощником депутата, специалистом-экспертом, консультантом аппарата Комитета Государственной Думы Российской Федерации по проблемам Севера и Дальнего Востока. Она активно участвовала в разработке проектов федеральных законов по проблемам защиты прав коренных малочисленных народов (более двадцати законов, в том числе таких как “О переселении граждан из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним”, “О северном оленеводстве” и др.). Знаменательна и депутатская деятельность Е.Т.Пушкаревой. Являясь депутатом Законодательно­го Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, наряду с вопроса­ми бюджета, налогов и финансов, она уделяла большое внимание вопросам национально-культурного развития, возрождения духовных ценностей среди молодежи, сохранения традици­онного образа жизни коренных мало­численных народов Севера. Успела поработать Елена Тимофеевна и на научной стезе в области педагогики: с 1988 года по 1990 год – она в должности старшего научного сотрудника НИИ национальных школ Министерства народного образования РСФСР в Москве. В эти годы Елена Тимофеевна совместно с коллегами создала первую в своем роде хрестоматию на ненецком языке для детских дошкольных образовательных учреждений ( “Нюдякоця инзелена” – “Маленький слушатель”), оказывала методическую помощь учителям и воспитателям целого ряда регионов страны.

С мая по октябрь 2004 года - профессор кафедры управления Западно-Сибирского гуманитарного института (г. Надым), в течение 2005 года -главный научный сотрудник Ямальского филиала Института истории и археологии УрО РАН, член Ученого Совета. Имеет Елена Тимофеевна и второе высшее специальное образование: в 2013 году она успешно окончила ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по специальности «Финансы и кредит», что несомненно помогает ей и в профессиональной деятельности и в жизни.

За безупречную государственную службу и плодотворную работу по обеспечению деятельности Государственной Думы ФС РФ Е.Т.Пушкарева имеет благодарности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Награждена Почётными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственной Думы (Законодательного Собрания) Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». За высокие достижения в науке ей объявлена Благодарность Государственной Думы (Законодательного Собрания) Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2005 году награждена почетным знаком «В честь 75-летия Ямало-Ненецкого автономного округа». Имеет Благодарности Ассоциация женских общественных объединений Ямало-Ненецкого автономного округа «Женщины Ямала», Союза оленеводов России.
За многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа награждена Благодарственными письмами Тюменской областной Думы и Управления по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам деятельности Ненецкого автономного округа. Земляки считают, что ее безусловно можно назвать «гордостью земли ямальской». Право это Елена Тимофеевна заслужила не только потому, что является единственным доктором наук из числа ненцев, но и потому, что многое из значительных научных открытий сделаны ею впервые безотносительно того, к какой нации  относится тот или иной человек, какую народность представляет. Ее имя по праву занесено в международный проект “Лучшие люди” в раздел “Лучшие люди России”.

Мне глубоко импонируют личные качества характера юбиляра: глубокие знания, принципиальность, твердость убеждений, щедрость души и сердца. Вместе с тем, она очень добрый, отзывчивый человек, заботливая и любящая мать и бабушка. Дочь Майма Пушкарева учится в очной аспирантуре Института народов Севера РГПУ им.А.И.Герцена в Санкт-Петербурге и продолжает дело Елены Тимофеевны. Она пишет кандидатскую диссертацию по общественно-политической лексике ненецкого языка, поскольку имеет практический опыт переводов законодательных актов на родной ненецкий язык, неоднократно принимала участие в научных экспедициях. Она – мать двоих детей. Сын Е.Т.Пушкаревой Ейко Богданов – тележурналист ВГТРК “Ямал-регион”, живет и работает в Салехарде, несмотря на то, что родом он москвич. Нашего юбиляра отличают величайший гуманизм и оптимистическое отношение к жизни. Несмотря на жизненные трудности, которые не раз встречались на ее пути, она всегда успешно их преодолевала. Позитивное  философское отношение к жизни – мудрое кредо Елены Тимофеевны. Она– член европейского семинара этномузыковедов, Арктической общественной академии наук, Международного финно-угорского общества. В настоящее время работает заместителем генерального директора по науке ООО ИИФ "Историческая иллюстрация" г.Санкт-Петербурга, помощником депутата Государственной Думы ФС РФ Гоголевой Т.С.

В день славного юбилея хочется горячо и сердечно поздравить дорогую Елену Тимофеевну со знаменательным событием жизни, пожелать ей доброго здоровья и долгих лет жизни! Побывав на ее торжественном вечере в честь юбилея, на котором собрались ее родные и самые близкие друзья – ученые, педагоги, журналисты, общественные и государственные деятели Крайнего Севера РФ, я еще раз убедился в том, что она находится в самом расцвете своих сил. Давайте пожелаем ей дальнейших творческих успехов, новых достижений в науке и творческом созидательном труде, большого личного счастья!

Литература:

  1. Ардеева А.С. Из Великого рода Суерома. Первая ненка-ученая // Журнал “Вынгы вада” (Слово тундры) № 3(4). 2009. С. 20.
  2. Гашилов А.И. Пушкарева Елена Тимофеевна // Ученые-североведы. Сборник био-библиографических очерков.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.С.146148.
  3. Гашилов А.И. Пушкарева Елена Тимофеевна // Гашилов А.И., Гашилова Л.Б. и др. Институт народов Севера. История в лицах. Выпуск 1 / Учебное пособие-справочник. / Гашилов А.И., Гашилова Л.Б., Рябчикова З.С. – СПб.: Алмаз-Граф, 2017. – С. 152.
  4. Огрызко В.В. Пушкарева (урожденная ЛАПЦУЙ) Елена Тимофеевна (род.1949) // Североведы России. Материалы к биографическому словарю.-М.:Литературная Россия, 2007.С.388.
  5. Омельчук А. Книга Ямала.- Тюмень: ООО «Инфо-плюс», 2010. – С. 506-513.
  6. Пушкарева Е.Т. Тирлей. Публикация // Фольклор и этнография народов Севера. Межвуз. сб. научных трудов/ Отв. ред.Ю.А.Сем. -Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1986.

 

 

 

Александр Александрович Петров, д.филолог.н.,

профессор кафедры алтайских языков,

фольклора и литературы Института

народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg