В конце уходящего 2018 года в Управлении образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района состоялось совещание, посвященное вопросам издательской деятельности в образовании.
2019 год – год родных языков народов России. 20 лет создания нганасанской письменности. Букварь создан 1999 году. Переиздан как УМК в 2011 году: букварь, методическое пособие, приложения (прописи, словарь).
Возрождение родных языков необходимо было начинать с создания учебно-методических комплексов (УМК).
В состав УМК входят:
Учебное пособие;
методическое руководство для учителя (книга для учителя);
рабочая тетрадь.
Конечно, самое главное в этом УМК это учебное пособие, обеспечивающее новые подходы в обучении родному языку. Это учебник нового поколения.
Работа автора очень сложна и требует теоритическое знание родного языка, то есть, прежде чем начать создавать учебно-методическую литературу, необходимо разработать программу изучения родного языка для начальной школы:
языковые знания и навыки;
обязательный минимум произведений родной литературы (оригинальной и переводной).
Содержание УМК должно обеспечивать использование всех видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, прослушивание.
Основой учебного пособия должен быть национально-региональный компонент. Тексты, данные в учебном пособии (рассказы, сказки, загадки, песни, стихи) должны отражать быт, культуру, обычаи, традиции и жизнь народа. Иллюстративный материал (визуальный компонент) должен носить ситуативный характер. Он должен воссоздавать природу, быт людей, жизнь животных, обитающих на Таймыре, то есть окружающую ребенка действительность. Такое содержание учебно-методических пособий способствует овладению детьми этнокультурным компонентом.
В «Методическом руководстве» к учебнику должны рассматриваться следующие вопросы:
- О курсе родного языка в начальной школе.
- Об УМК (Структура и методическая система).
- Программа.
- Методические рекомендации по работе с разделами учебного пособия.
- Методическая рекомендация по применению ситуативно-тематического подхода в обучении родному языку.
В «Рабочей тетради» должны даваться различные творческие задания, кроссворды, загадки.
Букварь: 1999 г., 2004 г., 2011 г. (финансировано Министерством регионального развития РФ).
Книга для внеклассного чтения. 1-2 класс: 2007 г., 2015 г.
УМК 2 класс:
- учебник 2003 г.;
- рабочая тетрадь 2003 г.;
- методическое руководство для учителя (программа, методические рекомендации) 2005 г.
Переиздание УМК 2 класс с учетом ФГОС 2016 год.
УМК 3 класс:
- литературное чтение «Дитараку» 2016 г.;
- рабочая тетрадь 2018 г.;
- методическое руководство для учителя (программа, метод. рекомендации) 2017 г. (ИМЦ).
Кроме этого издано для 5-9 классов:
- русско-нганасанский тематический словарь. 5-9 классы. 2015 год;
- Русско-нганасанский разговорник. 5-9 классы. 2018 год;
- Нганасанский язык. Грамматика современного нганасанского языка. 5-9 классы. 2018 год.
Планы на 2019 год:
1. Литературное чтение. Нганасанский язык. 4 класс.
2. Нганасано-русский и русско-нганасанский словарь.
3. Долганский язык. Литературное чтение. 3 класс
4. Долганский язык. Грамматика. 3 класс.
5.Доработанный энецкий Букварь с приложениями: прописи, разрезная азбука.
6. Учебное пособие. Творческие задания по ненецкому языку для начальной школы.
Участники совещания также предложили обобщить опыт работы «Языковых гнезд» и создать книгу. Интересным было предложение по созданию дисков к УМК, в которых будет зафиксирован живой родной язык – с помощью сказителей будут озвучены фольклорные произведения, записанные на аудио или видеокассеты.
С.Н.Жовницкая