Мы в ВКонтакте:

Для входа по QR-коду:

 

Вход на сайт

   Представители таймырского образования приняли участие в межрегиональном онлайн-совещании «Новые проекты в преподавании родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», которое состоялось 13 мая 2020 года на платформе ZOOM, присутствовали более 50 участников из 16 регионов России. Организатором онлайн-конференции выступила Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

   Руководителем онлайн-совещания была Леханова Феня Матвеевна, председатель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)».
   Учителя родного языка, представители сферы образования и науки обсудили вопросы, посвященные преподаванию родного языка в условиях дистанционного обучения, а также вопросам создания речевой (языковой) среды в школах. В рамках первого направления онлайн-совещания директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», к.пед.н. Семёнова Светлана Степановна ознакомила участников с проектом «Детский образовательный портал "NorDSchool"», который является одним из актуальных проектов института на сегодняшний день:
«Контент портала будет содействовать воспитанию у школьников основ гражданского, регионального и этнокультурного самосознания, чувства патриотизма, повышению познавательной культуры, мотивации к изучению и потребности в сохранении и развитии родных языков и самобытной культуры своего народа.
   Разработка детского образовательного портала по языковым группам требует сетевого взаимодействия не только образовательных организаций, но и консолидации научных, культурных и общественных организаций регионов России в целях сохранения и развития родных языков и культур КМНСС и ДВ РФ, их многообразия путем создания единого обучающего сервиса и цифрового репозитория, выполняющего учебно-познавательные функции».
Также она проинформировала участников совещания о том, что на сайте Института национальных школ РС (Я) размещены рекомендации для организации дистанционной поддержки обучения родным языкам коренных народов Севера, составленные руководителем Центра кочевого образования института Ситниковой Натальей Васильевной.

   Как модератор второй части онлайн-совещания по теме «Создание речевой (языковой) среды в образовательных организациях» Светлана Степановна Семенова ознакомила участников с новым проектом института «Развивающая речевая среда на родных языках КМНСС и ДВ РФ», раскрыла суть понятий «языковая среда» и «речевая среда», «естественная и искусственная речевая среда», особенности ее организации в образовательных организациях:
«В сохранении и развитии родных языков коренных малочисленных народов особую важность приобретает целенаправленное создание речевой среды на родных языках в образовательных организациях. Речевая среда – это то, что окружает ребенка с самого рождения, она начинается в семье и должна быть продолжена в системе образования. Ребенок в естественной речевой среде впитывает родной язык изнутри, а в условиях ограниченного функционирования языка в семье, детском саду и школе, общественных местах необходимо его специальное создание общими усилиями носителей, родителей, руководителей, педагогов и лингвистов.
   В образовательных организациях необходимо использовать развивающий потенциал речевой среды, который не складывается стихийно, а организуется целенаправленно всеми участниками образовательных отношений. Развивающий потенциал – это развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок.
   В данное время Институт национальных школ Республики Саха (Якутия) занимается исследованием по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации – разработкой методической системы создания развивающей речевой среды на родных языках Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
   Далее о необходимости внедрения разработки института в образовательные организации продолжила Унарова Вилена Яковлевна, заведующий лабораторией лингводидактики и инновационных технологий обучения языкам:
«Для апробации и реализации данной методики планируем создать сеть ресурсных центров (на базе школ и детских садов), а также поэтапно внедрить в этих ресурсных центрах цифровой контент детского образовательного портала "NorDSchool", о котором сегодня уже говорилось. Первым шагом к совместной деятельности со школами является то, что между нашим институтом и школой в селе Иенгра Республики Саха (Якутия) уже подписан договор о сотрудничестве. В дальнейшем будут проведены семинары для образовательных организаций по созданию развивающей речевой среды, в том числе и по созданию контента детского портала.
Приглашаем вас к сотрудничеству и призываем поддержать данные очень значимые проекты в сфере образования коренных малочисленных народов!».

   Председатель Ассоциации преподавателей родных языков и литературы, старший научный сотрудник института Феня Матвеевна Леханова отметила:
«Ситуация с изучением родных языков может измениться в лучшую сторону, если предметы «Родной язык» и Родная литература» станут обязательными, входящими в инвариантную часть примерных учебных планов образовательной программы. Это позволяют Федеральные государственные образовательные стандарты начального и общего образования. Но до сих пор в некоторых субъектах РФ образовательные организации выбирают Примерные учебные планы с точки зрения «удобности» для администраций школ, не учитывая интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».
   Далее она продолжила: «Для решения этого вопроса необходимы совместные действия Исполкома Ассоциации преподавателей родного языка и литературы, лидеров общественных организаций и родителей. От родительской общественности будет многое зависеть, они являются участниками образовательных отношений (законные представители обучающихся) и прямыми заказчиками».
   Участники онлайн-совещания с интересом выслушали информацию от коллег о том, какая работа ведется по созданию речевой (языковой) среды в образовательных организациях на уровне муниципальных районов.
   Формат онлайн-совещания вызвал позитивные отклики у участников, поскольку объединил учителей родных языков, лидеров общественных организаций, специалистов в сфере образования и науки, языковых активистов, искренне желающих помочь в сохранении и развитии родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

taimyr24.png
 
minobrkraskr.jpg